Педагогом-психологом школы были проведены диагностические мероприятия в учебных группах 9 и 11 классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности к ГИА.
Гипотеза исследования: социально-психологическая готовность обучающихся к ГИА – это сложный многофакторный процесс, в ходе которого подросткам необходимо приобрести умения осуществлять ведущую деятельность в новых , отличных от обучения в МБОУ «СШ №16» условиях (другая школа, незнакомые преподаватели, ограниченные временные промежутки выполнения заданий и т.п.). Признаками успешной готовности будут являться не только удовлетворительное усвоение программного материала, но и стабильно положительное эмоциональное состояние в процессе ГИА.
Цели и задачи:
- определить уровень осведомленности обучающихся о процедурных вопросах сдачи ЕГЭ и ОГЭ;
- выявить уровень самоорганизации и самоконтроля обучающихся;
- выявить уровень экзаменационной тревожности в учебных группах;
- выявить обучающихся «группы риска» (с недостаточным уровнем психологической готовности к ГИА);
- разработать систему психологической помощи обучающимся, классным руководителям, учителям-предметникам, специалистам, администрации.
Предмет исследования: эмоционально-мотивационная сфера личности подростков.
Объект исследования: обучающиеся учебных групп 9 и 11 классов.
Оцениваемые УУД: регулятивные, личностные
Методы исследования: тестирование, статистический анализ
Описание методики исследования: анкета «Самооценка психологической готовности к ГИА» (модификация методики М. Ю. Чибисовой).
Название шкалы |
Тестовые методики |
Исследуемая функция |
Фактор, влияющий на результат |
Психологическая готовность к ГИА |
Анкета по методике М. Ю. Чибисовой |
Наличие или отсутствие тревожных состояний, уровень информированности о процедуре ГИА, уровень саморегуляции |
Субъективность обследуемых в оценке своего состояния |
Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ГИА.
Результаты исследования
В исследовании приняли участие 25 обучающихся 9-го класса и 18 обучающихся 11 класса.
класс |
кол-во учащихся |
Уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА |
|||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
9 |
25 |
- |
- |
- |
- |
1 |
6% |
3 |
18% |
13 |
76% |
11 |
14 |
- |
- |
- |
- |
1 |
7% |
1 |
7% |
12 |
86% |
Как видно из таблицы, большинство учащихся выпускных классов отмечают у себя высокий уровень информированности о процедурных сторонах ГИА – 68% среди всех опрошенных, наибольшее количество таких учеников в 11 и 9 классах (86% и 76% соответственно). Вместе с тем в каждой учебной группе есть учащиеся, которые отмечают средний, т.е. неполный объем информированности о процедуре ГИА -8% от числа всех опрошенных. Такие учащиеся могут столкнуться с проблемами в работе с КИМ, иметь недостаточную информированность о последовательности разных этапов ГИА, временных промежутках, которые отводятся на выполнение заданий, критериях оценивания экзаменационных работ и т.п. Наибольшее количество указанных учащихся в 9 классе.
класс |
кол-во учащихся |
Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе ГИА |
|||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
9 |
25 |
- |
- |
- |
- |
3 |
16% |
6 |
32% |
8 |
52% |
11 |
14 |
- |
- |
- |
- |
2 |
14% |
7 |
50% |
5 |
36% |
Самооценка учащимися своего уровня самоорганизации и самоконтроля, необходимых в процессе ГИА продемонстрировала, что менее половины выпускников считают, что имеют высокий уровень сформированности этих качеств – 42% от общего числа опрошенных, наименьшее число учащихся с высоким уровнем регулятивных навыков – в 11 классе, наибольшее - в 9. В этих же учебных группах определились учащиеся, которые отмечают средний, т.е. не вполне сформированный уровень самоорганизации. Всего среди опрошенных таких учащихся 14%. Учащиеся указанной категории опасаются, что не смогут правильно спланировать время выполнения заданий во время экзаменов, эффективно распределить интеллектуально-эмоциональные ресурсы, выбрать наиболее конструктивную стратегию деятельности в процессе ГИА. Кроме того, учащиеся также отметили, что не умеют выбирать наиболее рациональный способ выполнения экзаменационных заданий.
класс |
кол-во учащихся |
Уровень самооценки экзаменационной тревожности |
|||||||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
9 |
25 |
- |
- |
6 |
32% |
8 |
52% |
3 |
16% |
- |
14% |
11 |
14 |
1 |
7% |
2 |
14% |
7 |
50% |
2 |
14% |
2 |
- |
Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ГИА является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ГИА. Как видно из таблицы 72% опрошенных учащихся имеют низкий и средний уровень экзаменационной тревожности. В то же время полное отсутствие тревожности может свидетельствовать либо о недостаточном осознании ответственности и важности предстоящего события ( в данном случае ГИА), либо о защитной реакции по типу отрицания, либо об абсолютной уверенности в своих силах. В учебных группах 9-м и 11 классов таких учащихся 6%. Наибольшего внимания, как правило, требуют учащиеся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности, таких выпускников выявлено 22%, причем наибольшее количество учеников с высоким уровнем тревожности в 11 классе. Наименьшее количество выпускников с повышенным уровнем тревожности в 9 классе.
Выводы по результатам исследования
- Уровень психологической готовности выпускников 9 и 11 классов к ГИА по фактору осведомленности в процедурных вопросах ГИА является высоким.
- Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ГИА.
- У большинства выпускников выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 22% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору.
Рекомендации по результатам исследования
- Учителям-предметникам продолжить формирование у обучающихся необходимых регулятивных навыков, таких как умения по самоконтролю и самоорганизации в процессе работы с КИМ, умений по распределению времени, подбору наиболее рациональных способов выполнения заданий.
- Педагогу-психологу организовать групповые и индивидуальные консультации для учащихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности с целью выяснения объективности или субъективности переживаемых состояний, анализа индивидуально-характерологических особенностей, приводящих к формированию тревожных состояний, формирования адекватной самооценки и умений по саморегуляции в стрессовых ситуациях.
- Педагогу-психологу организовать индивидуальные консультации для учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики экзаменационной тревожности у выпускников.
- Педагогу-психологу совместно с классными руководителями организовать групповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) учащихся по профилактике экзаменационной тревожности у обучающихся в семье с целью информирования о семейных факторах, провоцирующих формирование тревожных состояний, оказания адресной психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) в период подготовки к ГИА.