Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №16

385238, Республика Адыгея, город Майкоп, улица Кирова, дом 130, Телефон (факс): 8(8772) 52-10-06, эл. почта: ostrovv16@yandex.ru

 

О Т Ч Е Т
по результатам психодиагностического исследования
готовности обучающихся 9-х и 11-го классов к государственной итоговой аттестации

 

Педагогом-психологом школы были проведены диагностические мероприятия в учебных группах 9 и 11 классов по выявлению уровня сформированности у обучающихся информационной, регулятивной и эмоциональной готовности к ГИА.

Гипотеза исследования: социально-психологическая готовность обучающихся к ГИА – это сложный многофакторный процесс, в ходе которого подросткам необходимо приобрести умения осуществлять ведущую деятельность в новых , отличных от обучения в МБОУ «СШ №16» условиях (другая школа, незнакомые преподаватели, ограниченные временные промежутки выполнения заданий и т.п.). Признаками успешной готовности будут являться не только удовлетворительное усвоение программного материала, но и стабильно положительное эмоциональное состояние в процессе ГИА.

Цели и задачи:

  1. определить уровень осведомленности обучающихся о процедурных вопросах сдачи ЕГЭ и ОГЭ;
  2. выявить уровень самоорганизации и самоконтроля обучающихся;
  3. выявить уровень экзаменационной тревожности в учебных группах;
  4. выявить обучающихся «группы риска» (с недостаточным уровнем психологической готовности к ГИА);
  5. разработать систему психологической помощи обучающимся, классным руководителям, учителям-предметникам, специалистам, администрации.

Предмет исследования: эмоционально-мотивационная сфера личности подростков.

Объект исследования: обучающиеся учебных групп 9 и 11 классов.

Оцениваемые УУД: регулятивные, личностные

Методы исследования: тестирование, статистический анализ

Описание методики исследования: анкета «Самооценка психологической готовности к ГИА» (модификация методики М. Ю. Чибисовой).

Название шкалы

Тестовые

методики

Исследуемая функция

Фактор, влияющий

на результат

 

Психологическая готовность к ГИА

Анкета по методике

М. Ю. Чибисовой

Наличие или отсутствие

тревожных состояний,

уровень информированности о

процедуре ГИА, уровень

саморегуляции

Субъективность

обследуемых в

оценке своего

состояния

 

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ОГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности педагогов по подготовке обучающихся к ГИА.

 

Результаты исследования

В исследовании приняли участие 25 обучающихся 9-го класса и 18 обучающихся 11 класса.


класс


кол-во

учащихся

Уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

25

-

-

-

-

1

6%

3

18%

13

76%

11

14

-

-

-

-

1

7%

1

7%

12

86%

Как видно из таблицы, большинство учащихся выпускных классов отмечают у себя высокий уровень информированности о процедурных сторонах ГИА – 68% среди всех опрошенных, наибольшее количество таких учеников в 11 и 9 классах (86% и 76% соответственно). Вместе с тем в каждой учебной группе есть учащиеся, которые отмечают средний, т.е. неполный объем информированности о процедуре ГИА -8% от числа всех опрошенных. Такие учащиеся могут столкнуться с проблемами в работе с КИМ, иметь недостаточную информированность о последовательности разных этапов ГИА, временных промежутках, которые отводятся на выполнение заданий, критериях оценивания экзаменационных работ и т.п. Наибольшее количество указанных учащихся в 9 классе.


класс


кол-во

учащихся

Уровень самоорганизации и самоконтроля в процессе ГИА

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

25

-

-

-

-

3

16%

6

32%

8

52%

11

14

-

-

-

-

2

14%

7

50%

5

36%

Самооценка учащимися своего уровня самоорганизации и самоконтроля, необходимых в процессе ГИА продемонстрировала, что менее половины выпускников считают, что имеют высокий уровень сформированности этих качеств – 42% от общего числа опрошенных, наименьшее число учащихся с высоким уровнем регулятивных навыков – в 11 классе, наибольшее - в 9. В этих же учебных группах определились учащиеся, которые отмечают средний, т.е. не вполне сформированный уровень самоорганизации. Всего среди опрошенных таких учащихся 14%. Учащиеся указанной категории опасаются, что не смогут правильно спланировать время выполнения заданий во время экзаменов, эффективно распределить интеллектуально-эмоциональные ресурсы, выбрать наиболее конструктивную стратегию деятельности в процессе ГИА. Кроме того, учащиеся также отметили, что не умеют выбирать наиболее рациональный способ выполнения экзаменационных заданий.


класс


кол-во

учащихся

Уровень самооценки экзаменационной тревожности

Очень низкий

Низкий

Средний

Выше среднего

Высокий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

9

25

-

-

6

32%

8

52%

3

16%

-

14%

11

14

1

7%

2

14%

7

50%

2

14%

2

-

Как известно, экзаменационная тревожность может носить как объективный характер (когда ученик осознает те или иные пробелы в знаниях и учебных умениях), так и субъективный (когда тревожность выступает в качестве устойчивой черты характера). Наличие умеренного, незначительного уровня тревожности в период подготовки к ГИА является положительным фактором, так как позволяет регулировать процесс подготовки и повышать уровень мотивации и личной ответственности за результативность ГИА. Как видно из таблицы 72% опрошенных учащихся имеют низкий и средний уровень экзаменационной тревожности. В то же время полное отсутствие тревожности может свидетельствовать либо о недостаточном осознании ответственности и важности предстоящего события ( в данном случае ГИА), либо о защитной реакции по типу отрицания, либо об абсолютной уверенности в своих силах. В учебных группах 9-м и 11 классов таких учащихся 6%. Наибольшего внимания, как правило, требуют учащиеся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности, таких выпускников выявлено 22%, причем наибольшее количество учеников с высоким уровнем тревожности в 11 классе. Наименьшее количество выпускников с повышенным уровнем тревожности в 9 классе.

Выводы по результатам исследования

  1. Уровень психологической готовности выпускников 9 и  11 классов к ГИА по фактору осведомленности в процедурных вопросах ГИА является высоким.
  2. Большинство выпускников демонстрируют высокий уровень самоорганизации и самоконтроля необходимых в процессе ГИА.
  3. У большинства выпускников выявлен оптимальный уровень экзаменационной тревожности, однако 22% учащихся демонстрируют высокие показатели по данному фактору.

Рекомендации по результатам исследования

  1. Учителям-предметникам продолжить формирование у обучающихся необходимых регулятивных навыков, таких как умения по самоконтролю и самоорганизации в процессе работы с КИМ, умений по распределению времени, подбору наиболее рациональных способов выполнения заданий.
  2. Педагогу-психологу организовать групповые и индивидуальные консультации для учащихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности с целью выяснения объективности или субъективности переживаемых состояний, анализа индивидуально-характерологических особенностей, приводящих к формированию тревожных состояний, формирования адекватной самооценки и умений по саморегуляции в стрессовых ситуациях.
  3. Педагогу-психологу организовать индивидуальные консультации для учителей-предметников и классных руководителей по вопросам профилактики экзаменационной тревожности у выпускников.
  4. Педагогу-психологу совместно с классными руководителями организовать групповые и индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) учащихся по профилактике экзаменационной тревожности у обучающихся в семье с целью информирования о семейных факторах, провоцирующих формирование тревожных состояний, оказания адресной психологической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям) в период подготовки к ГИА.

 


Наша школа

Горячая линия отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации

 
52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
 
52-60-26 - Елистархова Наталья Викторовна, ведущий консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
 
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.

Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/