Цель профориентационной работы в школе – создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся. Для учащихся 9-го класса, участвующих профориентационной работе, которая осуществляется через реализацию предпрофильных занятий; информационную работу; внеклассную работу классных руководителей; диагностику педагога – психолога.
Проблемой предпрофильной подготовки учащихся на сегодняшний день является :
-Обеспечение необходимых условий для самореализации и осознания подростками своей индивидуальности
-Углубление и расширение содержания образования
-Содержание материально-технической базы для осуществления предпрофильной подготовки учащихся.
С целью выявления познавательных интересов и потребностей учащихся проводится следующая психологическая работа.
1) профдиагностика учащихся
-«методика ДДО»(дифферинциально-диагностический опросник Е.Климова) Данный опросник выявляет сферы человеческой деятельности в таких областях как «человек-природа»; «человек-техника»; «человек-человек»; «человек-знаковая система»; «человек-художественный образ»
- «карта интересов» (методика А.Е Голомштока)
- «Тест Голланда»по определению типа личности.
До проведения диагностики с учащимися проведено психологическое просвещение по ознакомлению с различными видами профессий. С учащимися 9-х класса проведен круглый стол на тему «Моя будущая профессия», викторина «Все профессии хороши, выбирай на вкус»
Обследование проводилось с учащимися 9-го класса. Было протестировано 25 уч-ся. Результаты тестирования показали, что уровень познавательных интересов выше среднего. Учащиеся выбрали следующие профессии: медицина - 4уч-ся; финансово –экономический – 13 уч-ся; правовое, военное -5уч-ся, строительное – 3 уч-ся, журналистика – 2; искусство – 2уч-ся; программирование – 7 учащихся; спортивное – 1 уч-ся.
На основании данных анкетирования «Определение профессиональной направленности личности» выявлены следующие данные
Так как у детей четко не сформирован профплан считаю необходимым рекомендовать следующее:
- Кл. руководителям больше информировать учащихся с различными видами профессий( проводить экскурсии, приглашать специалистов на классные часы, знакомить с их деятельностью)
- Составлять для класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- Организовывать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- Организовывать посещение учащимися дней открытых дверей вузов и средних профессиональных учебных заведений;
- Организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- Проводить родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Педагог-психолог Шевлякова Л.И.