Цель исследования: изучить адаптационный период при переходе детей из начальной школы в среднее звено. Выявление группы риска и проведение с детьми соответствующей коррекционной работы.
Дата проведения исследования: октябрь 2018 года.
Количество человек: 28
Применяемые методики:
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
- Тест удовлетворенности школьной жизнью;
- Вопросник «Чувства в школе»;
- «Атмосфера в классе».
По результатам исследования школьной тревожности Филлипса были получены следующие результаты:
Низкий уровень школьной тревожности у 74% обучающихся;
Повышенный уровень школьной тревожности у 20% обучающихся;
Высокий уровень школьной тревожности у 6% обучающихся.
По результатам теста удовлетворенности школьной жизнью была выявлена низкая степень удовлетворенности.
Учебная мотивация выражена у 40%. Очевидно, что данный уровень мотивации снижен и необходима целенаправленная работ педагогов и родителей для ее укрепления.
В 5 классе новая система обучения: классный руководитель, учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Результаты вопросника «Чувства в школе».
Радость- (55%) |
Сомнение- (22%) |
Желание приходить сюда- (33%) |
Беспокойство- (33%) |
Спокойствие- (33%) |
Страх- (0%) |
Уверенность в себе- (55%) |
Обида- (22%) |
Благодарность- (77%) |
Тревогу за будущее- (22%) |
Симпатию к учителям- (66%) |
Раздражение- (44%) |
Неудовлетворенность собой- (0%) |
Скуку- (33%) |
Чувство унижения- (22%) |
Усталость- (68%) |
Большинство пятиклассников испытывают усталость. Очевидно, это связано с повышенной нагрузкой, дополнительной внеурочной деятельностью.
По результатам социометрического исследования было выявлено, что межличностные отношения в пятом классе протекают благополучно. Отвергаемых детей в классе не выявлено.
Таким образом, анализируя все данные психологического исследования можно сделать вывод, что адаптация у пятиклассников проходит благополучно.
Школьной дезадаптации у учащихся нет.
Дети чувствуют себя в школе комфортно, но испытывают школьную тревожность.
Рекомендации:
Классному руководителю:
- Обратить внимание на детей, которые имеют повышенный уровень тревожности и оказывать им психологическую поддержку;
- Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
- Организовать совместную деятельность с ребенком.
Учителям:
- Создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка.
- На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику.
- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.
Психологу:
- Познакомить классного руководителя 5 класса с результатами исследования процесса адаптации обучающихся.
- Провести коррекционные занятия-тренинги на сближение классного коллектива.
- Оказывать необходимую помощь детям, нуждающимся в психологической помощи.
Родителям:
- Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
- В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
- Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Справку составила педагог-психолог Л.И.Шевлякова