Период перехода из начальной школы в основную школу является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.
Не все школьники оказываются психологически готовыми к преодолению трудностей адаптационного периода, не все поднимаются в своем развитии до уровня соответствия новым, более высоким, чем на первой ступени общего образования, требованиям. Поэтому переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных психолого-педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Можно выделить следующие критерии психолого-педагогической готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы.
Психологическая готовность. Большую роль в адаптации учащихся в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.
В исследовании приняли участие 31 человек (мальчиков – 16, девочек – 15).
Исследование психологической готовности учащихся 4 класса я осуществляла с помощью метода беседы. Получила следующие результаты: высокий уровень психологической готовности имеют 37,5 % учащихся, средний – 37,5%, низкий – 25 %.
Личностная готовность. Первым показателем личностной готовности является определенный уровень сформированности познавательных мотивов. Он предполагает наличие потребности приобретать знания, положительного отношения к школе, учебной деятельности, осознание себя как ученика.
Процесс формирования познавательной мотивации осуществляется в несколько этапов. Сначала формируется интерес к самому процессу деятельности, затем развивается интерес к результату труда и только потом — к содержанию учебной деятельности, возникает потребность приобретать знания. Психологи отмечают, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. У детей, испытывающих трудности в процессе обучения с самых начальных этапов школьной жизни, формирование интереса к учебе затруднено, а подчас находится на критическом уровне.
Отсутствие учебных интересов, сознательного отношения к учению в среднем звене школы приводит к усугублению школьных трудностей у проблемных учащихся. Исходя из этого, сформированность учебных интересов, положительного отношения к учению и школе рассматривается нами как важный показатель личностной готовности ребенка к переходу в среднее звено школы. Вторым показателем личностной готовности является самооценка и уровень притязаний младшего школьника. Самооценка является личностным параметром умственной деятельности, выполняющим регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Психологи отмечают тесную связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, в первую очередь, под влиянием оценок учителя. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. По мере взросления на самооценку школьника оказывают влияние не учебные характеристики, качества, проявляющиеся в процессе взаимодействия с одноклассниками. Однако положительное оценивание взрослыми результатов учебного труда в начальных классах по-прежнему остается ведущим фактором формирования самооценки ребенка.
У учащихся с трудностями обучении в начальной школе формирование самооценки и уровня притязаний протекает с большими сложностями. Для них характерны крайние варианты самооценивания — либо неадекватно заниженная самооценка, когда ребенок убежден в своей абсолютной неспособности к учебе, либо чрезвычайно завышенная самооценка, носящая компенсаторный характер. Непосредственно связанный с самооценкой наиболее адекватный мотив учения — мотив достижения успеха у проблемных детей также не формируется. Формирование разумного уровня притязаний, адекватной самооценки своих способностей и возможностей способствуют успешной адаптации проблемного учащегося к новым условиям среднего звена школы.
Исследование личностной готовности учащихся 4 класса я осуществляла с помощью комплексной методики предполагающей изучение:
отношения к учению и школе с помощью специального вопросника:
- Что ты считаешь самым важным в школе?
- Какой день недели ты больше всего любишь?
- Что в школе для тебя самое интересное?
- Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?
- Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хотел бы сейчас учиться—в 1-м или в 4-м?
- Какие твои самые любимые занятия?
- Что в школе для тебя самое неприятное?
- Как ты учишься?
- А каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?
- С кем бы ты хотел сидеть вместе в классе?
- Какое общественное поручение тебе хотелось бы иметь в классе?
- Как ты оцениваешь свое здоровье?
Направленности ребенка на знания или на отметку с помощью методик «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний» Е.П.Ильина и Н.А.Курдюковой;
самооценки и уровня притязаний младшего школьника по методике А.И.Липкиной «Три оценки».
Получила следующие результаты: высокий уровень личностной готовности имеют 37,5% учащихся, средний – 37,5%, низкий – 25 %.
Учебная готовность. Показателями учебной готовности являются, во-первых, успешность усвоения программы, во-вторых, достаточный уровень сформированности необходимых компонентов учебной деятельности и, в-третьих, способность к саморегуляции в учебной деятельности.
Успешность освоения программного материала является тем показателем, который наиболее наглядно демонстрирует результативность учебной и коррекционной работы. Однако не всегда данный показатель является определяющим. Для многих детей категории риска, а особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, успехи в овладении программой сопряжены с большим напряжением моральных и физических сил и зачастую приводят к нежелательным последствиям в виде снижения психологического, а иногда психического и физического здоровья.
Учебная готовность проявляется и в степени интеллектуального развития младшего школьника. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками обязательным, если не ведущим элементом должна включать развитие познавательных процессов ребенка, формирование умений самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Под влиянием обучения и специально организованной развивающей работы память должна развиваться как в направлении удельного веса смыслового запоминания, так и в направлении сознательного управления своей памятью. Развитие внимания должно проводиться в сторону усиления произвольности, при этом необходимо отдавать отчет, что в начальных классах возможности волевого регулирования внимания ограниченны, особенно у учащихся категории риска.
Исследование учебной готовности учащихся 4 класса я осуществляла с помощью метода наблюдения на различных уроках. Получила следующие результаты: высокий уровень учебной готовности имеют 25 % учащихся, средний – 64,5%, низкий – 10,5 %.
Эмоциональная готовность.
Несформированность или нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности. Отмечая особенности эмоционально-чувственной сферы детей с нарушенным развитием, Л.С.Выготский выделял следующие ее характеристики: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. Данные характеристики непосредственно связаны с тревожностью и способностью к эмпатии.
Исследование эмоциональной готовности учащихся 4 класса я осуществляла с помощью следующих методик:
— определение школьной тревожности ребенка с помощью рисуночных методик «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».
Получила следующие результаты: высокий уровень эмоциональной готовности имеют 25 % учащихся, средний – 50%, низкий – 25%.
Социальная готовность. Следующим критерием психолого-педагогической готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы является социальная готовность.
Социальную готовность я связываю с внутренней позицией детей, т.е. отношением ребенка к объективным обстоятельствам его жизни и деятельности. Каждый переходный период характеризуется существенным изменением в содержании этой внутренней позиции тех аспектов жизнедеятельности школьника, которые вызывают наиболее сильные эмоциональные переживания. При переходе в средние классы наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоциональное состояние ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Учащиеся, испытывающие трудности в обучении, находятся в невыигрышном положении и поданной позиции. В младшем школьном возрасте отношения между школьниками часто зависят от успешности в учебе. Слабоуспевающие, проблемные школьники одноклассниками воспринимаются через призму неодобрительного отношения к ним учителя, им гораздо сложнее завоевать расположение сверстников, даже демонстрируя качества настоящего товарища. Поэтому показателями социальной готовности я рассматриваю статус ученика в классном коллективе и сформированность характерологических особенностей детей, способствующих оптимальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Исследование социальной готовности учащихся я осуществляла с помощью:
— социального статуса школьника в детском коллективе с помощью социометрических методик; сформированности характеристических особенностей детей, способствующих оптимальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми с помощью графических приемов, разработанных Т. Ю. Андрущенко.
Получила следующие результаты: высокий уровень имеют 37,5 % учащихся, средний - 50 %, низкий – 12,5 %.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: готовность учащихся 4 класса к обучению в основной школе составила 87%.
Педагог-психолог: Л.И.Шевлякова